Светлая память Светлане Павловне Ломкиной
В далекое время уводят страницы
Предания этой древнейшей землицы.
Когда от потопа следов не осталось,
Покоем и негой земля наслаждалась.
Покрылись травою степные просторы,
Бесчисленным лесом – высокие горы.
Спокойно жилось здесь хакасскому роду
В согласии с вечной, суровой природой.
Достаточно духов они ублажали,
Не знали ни в чем ни нужды, ни печали.
В роду том сверкала жемчужиной нежной
Шира, как весенний цветок белоснежный.
Красою своей всех парней покорила,
Да взглядов она никому не дарила,
Ждала, что судьба нареченного друга
Пошлет за терпенье и кротость в заслугу.
И вот Силиг-парня она повстречала,
Невестой ему долгожданному стала.
Прошла мимолетного счастья минута,
Надолго оно не нашло здесь приюта.
Шира на глаза злому духу попала,
Женой, захотел он, ему чтобы стала.
Силиг-оол вызвал на бой злого духа,
Семь дней и ночей доносилось до слуха
Людей, как сражались в степи они гладкой.
Шира наблюдала за боем украдкой.
Где кони вскопытят – появятся сопки,
Случайные звери уходят в даль робко.
Где саблей махнут – станет место то логом,
Осталось уже до победы немного.
Но дух изловчился, нанес саблей рану,
И кровью окрасились стебли бурьяна.
Любимого гибель Шира увидала.
Упала на грудь ему и зарыдала.
Схватить захотел злой дух девушку силой,
Защиты у Солнца она попросила.
О смерти молила отчаянно, страстно.
От слез Шира озером стала прекрасным.
Вполнеба Мать-Солнце зарделось зарею,
Силиг-богатырь - обратился горою.
Сияет жемчужиной озеро наше,
Второго нет в мире целебней и краше,
Зимою и летом здесь видим мы лица
Татарина, русского и украинца.
Со всей необъятной Российской державы
Стремятся к нам люди здоровье поправить.
Рабочий, учитель и пенсионер
Мы рады вас видеть, друзья, изеннер.
Изеннер – здравствуйте
Оол – парень
Силиг - красивый Светлана Павловна Ломкина. Шира 2010 год.
Археологи установили, что курган был сооружен в конце 4 века до нашей эры. Нашли и каменоломни, в которых 2400 лет назад люди добывали камень для этого строительства. Они оказались на берегу Енисея… за 70 километров от кургана!
Над тщательно размеченной площадкой многотонные стелы. Какие приспособления использовались для этого, осталось неизвестным, т.к. строители разобрали их после окончания работ. Археологи проследили, что для правильного размещения этих глыб / каждая была повернута узкой и более высокой стороной к востоку / применялись в качестве рычагов 10-15 лиственничных бревен диаметром до 30 сантиметров каждое. Вероятно, к ним привязывались арканы, за которые тянули десятки крепких человеческих рук. Изменять положение стелы по продольной оси древние строители приноровились с помощью огромных лиственничных пней, забивавшихся сбоку в яму деревянной ручной бабой.
После того как стоймя поставленные монолиты оконтурили площадь будущего кургана, началась работа над сооружением сплошной каменной ограды. Ее должны были составить огромные каменные плиты, врытые ребром между вертикально вкопанными стелами. Их привезли из каменоломни за 15 километров от кургана. Затем внутри древней строительной площадки возвели наклонную земляную эстакаду. Снаружи она была вертикальной, и для этого ее облицевали бревнами, в углах рубленными в обло. На эту эстакаду и вкатывались на катках плиты будущей ограды и, зависнув над отвесной деревянной стенкой, с грохотом падали в подготовленные у ее основания траншеи. Катками служили сухостойные стволы лиственниц по 7-8 метров длиной, специально найденные в горах и таежных пожарищах и волоком на арканах доставленные в Салбыкскую долину.Созданная таким образом сплошная каменная ограда / концы плит заходили друг за друга/ всюду имела одинаковую высоту – 2 метра. Для этого плиты предварительно обмеряли и для каждой выкапывали траншейки нужной глубины / от 0,8 до 2 метров, в зависимости от размеров плиты/. Когда же плиты уже стояли, проход между ними и эстакадой полностью засыпали землей. Над этой площадке выше плит ограды возвели стенку из плашмя положенных без всякого раствора каменных плиток. Вместе с этой кладкой ограда поднялась над землей на 3 метра. Внутри этого-то квадратного двора, с восточной стороны имевшего обозначенный особыми плитами и стелами вход шириною 5 метров, и возвели из пластами нарезанного дерна огромную пирамиду в 25-30 метров высотой.
Многие сотни людей долгое время трудились над сооружением Салбыкской гробницы / у стен ее археологи нашли остатки небольших шалашей, в которых жили строители/. Это был не просто тяжелый, но и очень опасный труд. Глухие удары падавших в траншеи каменных плит, скрип рычагов и ритмические команды нередко прерывали полные ужаса и муки ерики придавленных огромном грузом людей, стоны тех строителей, малейшая неловкость которых навсегда оставляла их калеками. Жертвы были неизбежны и многочисленны. Ясно понимавшие это люди старались обезопасить себя, прибегая к распространенному в древности «способу»- приношению умилостивительных даров своим свирепым божествам. При раскопках Салбыкского кургана выяснилось, что у его угловых камней были принесены кровавые жертвы- строителями были убиты трое взрослых людей / один из них был связан/ и ребенок.
Для чего делалась вся эта до мелочей продуманная многотрудная работ? Чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие стоящие перед наукой вопросы, и велись три лета подряд нелегкие раскопки Большого Салбыкского кургана.
Оказалось, что для сооружения гигантской земляной насыпи внутри каменной ограды соорудили деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. Его потолок, устроенный из шести слоев крест-накрест положенных бревен, имел высоту 2,5 метра/ верхнее основание склепа пирамиды было 8х8 метра, нижнее- 18х18 метров/ и накрывал двухметровый глубины яму / 5х5 метра / , в которую был опущен сруб в четыре венца. Особенно интересно, что весь этот склеп и внутри, и снаружи был покрыт толстым слоем ослепительно белой бересты. В эту гробницу вел бревенчатый , крытый колотыми досками коридор , также украшенный слоем бересты. Примечательно, что этот коридор шел не к устроенному в каменной ограде восточному входу, а был направлен в противоположную сторону и начинался от западной вертикальной стелы глухой стороны внешней ограды.
Особенно важно, что в этом маленьком, по сравнению со всем окружением, домике похоронили одного старца-воина. Выходит, вся эта титаническая многодневная работа сотен людей была произведена для того, чтобы похоронить одного старика? А огромный Салбыкский курган, эта пирамида из земли и камней- гробница одного человека? Да, это так. Но, установив назначение величественного памятника древности, рано еще полагать, что на заданный вопрос о смысле великой работы предков дан полный ответ. Что побудило людей построить для одного старца такое захоронение? Вряд ли причину всех затраченных на это усилий можно видеть в чувстве простого уважения родственников к памяти почтенного человека. Надо полагать, ключ от загадки Салбыкской пирамиды можно отыскать в той же связке, в которой история человечества хранит ключи и от тайн египетских пирамид, и от гробниц ассирийских и персидских, индийских и китайских, да и многих других владык древности. Старец, похороненный в Большом Салбыкском кургане 2400 лет назад, конечно, не был фараоном или шахиншахом, не был он и раджою или императором. Но раскопанный в хакасской степи курган , несомненно, яыляется могилой человека, могущественней которого 24 века назад в здешних краях не было никого. В этом смысле его можно было назвать царем Хакасско- Минусинской котловины.
Рядом с останками этого царя археологи нашли скелеты шести других людей. Часть их были членами его семьи, а другие- верными рабами, убитыми специально на погребальной церемонии. За своим владыкой в могилу сошли женщины- служанки и два молодых воина, которые должны были ублажать и охранять его на том свете. Совершенно ясно, что власть этого старого человека распространялась и на жизнь, и на смерть своих подчиненных. К воображаемой картине строительства сибирской пирамиды, к тому скоплению людей и животных, которые, несомненно, участвовали в этой огромной работе, как видим, необходимо добавить еще и последний штрих- вьющихся вокруг напряженных в труде тел всадников на играющих лошадях, мелькающие в их руках плети , витые концы которых под злобные крики безжалостно опускаются на вздувшиеся мышцы спин и рук. Под стенания и слезы одних и торжествующие крики других, в непосильной и подневольной работе возникло 23-24 века назад первое на берегах Енисея государство
Предлагаю для ознакомления работу Боградского краеведческого музея
"Большой Салбыкский курган" автор: Дельвер Н.И.
Удивительные загадки до сих пор хранит Южная Сибирь. Все здесь пронизано историей и тайной. Взять хотя бы курганы. Их здесь тысячи. Своими силуэтами эти странные сооружения напоминают величественные египетские пирамиды или ацтекские храмы. Меж тем это-то и есть самые настоящие пирамиды. Хотя долгое время даже для историков это оставалось самым настоящим откровением. (скачать работу)
В хакасском шаманизме бытовали различные представления, обрядово- культовые действия и запреты, направленные на защиту рожениц и новорожденных. Божество, под охраной которого находилось материнство и младенчество, именовалось Умай.
Зарождение человеческой жизни, как утверждала шаманская вера, происходит в верхнем мире, на девятом небесном слое.
Там растет священная береза, на ветвях которой, как листья, висят зародыши детей и скота. Испрашивая у добрых духов рождение ребенка, люди обращались за помощью к шаману. Шаман по этому поводу устраивал в юрте хозяина камлание. Проходило оно следующим образом. В земляной пол у изголовья очага втыкалась березка, ее вершина с привязанной белой лентой / чалама / выходила через дымник юрты наружу. На одну из веток березки подвешивалась маленькая, изготовленная из бересты колыбелька. Шаман садился у изголовья очага справа, на место, где полагалось сидеть хозяйке, хозяин располагался на левой стороне от очага. Шаман камлал без бубна и колотушки. В его руках было опахало в виде ветки березы или куска бересты. Он набирал полную грудь воздуха, дул на березу и размахивал опахалом, создавая легкое дуновение ветерка. В этот момент с небес через дымник в колыбельку падала вместе с человеческим зародышем Умай.
Умай оберегала эмбрион в период беременности, помогала при родах. Она постоянно находилась рядом с новорожденным до тех пор, пока он не начинал говорить и ходить, то есть осмысленно воспринимать окружающий мир. Умай ухаживала за ребенком, мыла ему личико, прочищала ресницы, приглаживала волосики.
Различные действия в поведении ребенка в колыбели связывали с Умай. Если ребенок улыбался или вдруг смеялся во сне или наяву, что – то бормотал , махал ручками, это значит- с ним разговаривала и играла Умай. Когда ребенок вел себя беспокойно, плакал, это означало - Умай куда- то отлучилась. Тогда – то и подкрадывался злой дух, который посылал на ребенка болезнь или даже похищал его душу.
В обычной речи слово Умай нередко упоминалось как синоним слова душа. Однако в шаманской терминологии эти понятия не совпадали. Умай оберегала ребенка до четырех- пяти лет, в то время душа ребенка еще формировалась. Когда же процесс ее формирования завершался, связь с ребенка с Умай прекращалась.
Сагайцы считали, что злой дух, которого они называли Кара Умай / Черная Умай/, проникает в жилище и поселяется в детской колыбельке. Для его изгнания приглашали шамана. Он предлагал родителям сделать из тряпок куклу, которую клали в колыбель вместо ребенка, и во время камлания помещали на небольшой плотик и отправляли по реке в землю умерших.
Для охраны здоровья ребенка использовались различные обереги. Так, для мальчика изготавливается миниатюрный лук / длина 12 см, ширина 3 см / и стрела с прикрепленным к ней кусочком заячьей шкурки или бересты, его заворачивают в тряпочку, складывают в мешочек и кладут в колыбель или привязывают к ней на шкурке.
Для девочки кладут в колыбель кусочек холста, нитки и миниатюрное веретено длиной 12 см. Эти обереги считались символическим изображением Умай. Однако считать лук и веретено иконографическим изображениями Умай, видимо, нельзя, хотя бы по тому , что их символизм разнополый, то есть один оберег адресован мальчику, другой- девочке, а Умай- божество женского пола. Поэтому лук со стрелой и веретено были просто символическим вместилищем Умай при исполнении ею охранительных функции.
Под обереги ставили чашку с угощением для Умай, в ней обычно была пища в виде кашицы из толокна с маслом, кедровые орешки, и никогда не наливалась арага, которая обычно предлагалась остальным духам. Чтобы дети «стояли», то есть были здоровыми в соответствии с шампанскими представлениями, совершались различные ритуалы и обряды. Перед тем, как положить первый раз новорожденного в колыбель, в нее клали ножницы, нанизанные на веревочку металлические пуговицы и различные побрякушки. Затем сильно раскачивали колыбель, содержимое в ней гремело и отпугивало злые силы.
Болезни людей шаманизм связывал с вселением в человека злого духа / ильче /. Лекарская практика шамана, наряду со средствами народной медицины, строилась на том, чтобы злого духа обмануть, задобрить или изгнать. Иногда новорожденного ребенка, где до этого умирали дети, фиктивно передавали в другую семью или давали специально некрасивое, непривлекательное имя. Бывало и так, что после камлания больному давали новое имя, и когда его называли прежним именем, он отзывался только на новое имя, и дух болезни терял его. Практиковалась подобная мера в тех случаях, когда заболевание протекало в виде периодически повторяющихся приступов.
Таким образом, охрана подрастающего поколения составляла важнейшее направление в мировоззрении и обрядово- культовых действиях шаманизма в Хакасии. Особая роль в этой сфере принадлежала доброму божеству Умай.
А.Гладышевский
кандидат исторических наук 1992 год
Цыбульские и Иваницкие
Хочу воскресить в своей памяти образы некоторых выдающихся людей, с которыми мне приходилось сталкиваться еще во времена моей ранней молодости. Встречаясь с такими людьми, я старался заимствовать у них жизненный опыт, который вообще дается людям не так легко, как это обычно думается, и прислушивался к их умным речам и замечаниям.
Надо признаться, что мы, таежники, не могли похвастаться богатством наших разумных развлечений. Увлекались мы больше всего охотою – этот спорт у нас стоял на первом месте; далее в свободные часы следовали встречи мужчин, беседы между ними обо всем понемножку, нередко об охотничьих же похождениях, затем частенько практиковалась игра в карты, в азартные игры.
По пути как ехать на Ивановские озёра, мы проезжаем через прекрасное село Орджоникидзевское (ГИДРО). История этого села впечатляет, сколько труда и мужества в этой истории, сколько человеческих судеб здесь переплелось! Посмотрите фильм о этом селе и его людях, я думаю, что он Вам понравится, всё таки это история!
http://www.odnoklassniki.ru/video/1778584235
Кромлехи представляют собою кольца из менгиров, достигающие в диаметре 100 м. Наиболее характерны для мегалитических культур позднего неолита и бронзового века Западной и Северо-Западной Европы (название происходит от бретонских слов «егот» — круг и «1есЬ» — место). При раскопках в кромлехах часто обнаруживают следы не только разнообразных жертвоприношений, но и погребений. Последняя особенность позволяет формально относить к этому типу памятников и известные в Средней Азии и Южной Сибири круглые ограды из каменных столбов, возведенные вокруг курганов в некотором отдалении от самих надмогильных насыпей.
Среди историков астрономии наиболее известен британский кромлех Стоунхендж. Исследования Дж. Хокинса доказали связь ориентировки основных элементов этого сооружения с определенными небесными явлениями. И хотя очевидна возможная связь размещения менгиров каждого кромлеха с направлением из его центра на какие— либо точки горизонта, подобное допущение остается непроверенным для большинства памятников. Оно к тому же может быть в общей форме подвергнуто сомнению по отношению ко всем кромлехам.
Отправной точкой семантического анализа кромлехов как своеобразного класса древних памятников может послужить южносибирский энеолитический кромлех, раскопанный в 1984—1985 гг. археологами Московского университета при участии автора на реке Туим в Хакасско-Минусинской котловине. В центре 82 метрового кольца из менгиров здесь находился курган. Первоначально он имел вид усеченной земляной пирамиды, заключенной в квадратную (16x16 м) ограду из каменных плит с менгирами по углам. В целом, это сооружение, как было показано, можно истолковать как образ земного мира, ограниченного горными хребтами со священными вершинами по углам и в центре. Если это так, то окружающее его кольцо менгиров правомерно рассматривать как охватывающий Землю небесный круг. Для подтверждения гипотезы вновь вспомним древнекитайскую мифологию, в которой Земле соответствовал квадрат, а Небу круг. Избрав путь от частного к общему, получаем возможность на археологическом материале признать кромлехи в целом древними воспроизведениями Космоса в форме небесного круга (в объеме — шара). Именно на этой изначальной мировоззренческой основе возникает идея ориен-тации связанных с центром осей кромлеха на определенные астрономически значимые точки горизонта — черта, столь ярко проявившаяся в строении Стоунхенджа (сравни давнюю мысль археологов об отношении кромлехов к культу Солнца, развитую мифологами до отображения в структуре мегалитов связи кругового движения солнца как соединения цикличности времени с цикличностью пространства. Следовательно, менгир или трилит, воспринимаемый нами как компонент кромлеха, нацеленный на определенную точку горизонта, в прошлой действительности мог обозначать местонахождение того или иного светила или звезды в определенный момент времени на рукотворной модели небесной сферы. Если признать, что такая ясная астрономическая направленность осей определенного кромлеха есть лишь конкретизация более общего понятия, выраженного в этих сооружениях в целом, то следует заключить, что она совсем не обязательно должна быть изначально присущей всем кольцевым мегалитическим памятникам. Поэтому лишь немногие кромлехи заслуживают названия древних обсерваторий. Необходимо также осознавать, что создавались они не столько для выполнения астрономических наблюдений и получения новых знаний, сколько ради подтверждения прочно установленных фактов, т. е. ради сохранения и передачи знаний.
Игорь Леонидович Кызласов